Дюк Эллингтон

Дюк Эллингтон
Вне категории 1899-1974
«Самый важный американский композитор... самое лучшее, что могла произвести американская культура... образцовый музыкант, образцовый психолог, образцовый организатор».
Ральф Дж. Глисон, джазовый критик и историк, газета Нью Йорк Таймс, 25 мая 1974 года

 

   Самой высокой похвалой, которой удостаивался кто-либо у композитора и дирижера Дюка Эллингтона, были слова «вне категории». Эта фраза, однако, наверно лучше всего характеризует его собственный талант и вклад в музыку. Действительно, несмотря на то, что Дюка исторически считают одним из самых влиятельных личностей в джазовой сфере, он не любил называть свою музыку джазом. 
   Эллингтон не различал стили музыки. «Есть всего два стиля музыки, -- часто повторял он, -- хороший и плохой.»
  Эдвард Кеннеди Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в городе Вашингтоне, округ Колумбия. В юности он завоевал кличку «Дюк» («граф») за свою стильную одежду, изысканную манеру говорить и держать себя – атрибуты, которые он пронес с собой через всю жизнь. Когда ему было около семи лет, мать записала его на уроки фортепиано. Его талант проявился сразу, но, как и любой мальчик, его тянуло больше заниматься спортом. Его любовь к бейсболу помогла ему найти его первую работу: он работал продавцом арахиса на бейсбольных играх команды Вашингтон «Сенаторс».
  Первыми привлекли внимание юного Эллингтона пианисты, исполняющие рэгтайм, и он начал эпизодически выступать, имитируя своих рэгтаймовых кумиров. Позже, слушая таких мастеров, как Фэтс Уоллер и Джеймс Джонсон, он начинает развивать в своей фортепианной технике джазовый «страйд», популярный в то время в Гарлеме. К семнадцати годам, работая продавцом мороженого, он сочинил свою первую песню, «Soda Fountain Rag». После этого неброского начала, Дюк Эллингтон сочинит в своей жизни более, чем 1500 музыкальных произведений.
  В 1918 году Дюк женился на Эдне Томпсон, и у них родился один сын, Мерсер, который в 1965 году стал работать в оркестре отца трубачом и менеджером. Эллингтоны развелись в 1930 году.
  Вскоре после женитьбы на Эдне, Дюка стало тянуть в Нью Йорк. Вместе с ним поехал туда и его ударник Сонни Грир, который начал работать с Эллингтоном в 1919 году и продолжал до 1950 года. Это был первый из множества случаев, когда очень талантливые оркестранты оставались с Дюком долгие периоды времени, иногда всю свою карьеру. Таким образом, он сам создал свой оркестр, для которого он мог писать композиции, рассчитанные на таланты своих оркестрантов.
  В Нью-Йорке начинать дело было нелегко, но Эллингтона вдохновлял Фэтс Уоллер, и в 1923 году «Вашингтонцы» вместе с Эллингтоном были приглашены на работу в Клуб "Голливуд" (позже Кентукский Клуб), где они выступали более четырех лет. Во время этого периода Эллингтон начал свою карьеру в звукозаписи. Первой записью была инструментальная композиция «Choo Choo», главную партию, в которой, исполнила отменная, рычащая труба Баббера Майли. Звук этой трубы станет в дальнейшем своеобразной визитной карточкой Эллингтона.
  Эллингтон прекрасно себя чувствовал в Кентукском Клубе, но в 1927 году оркестру представился отличный шанс: Дюка пригласили заменить Кинга Оливера в известном Коттон-Клубе. Как только группа Дюка, состоявшая из десяти человек, заняла подиум, она осталась там на четыре года. Коттон-Клуб был самым лучшим ночным клубом Нью-Йорка, известным своими ослепительными колоритными шоу, музыку для которых исполняли лучшие джазовые группы. Тогда как исполнители носили черные костюмы, посетители этого дорогого клуба одевались преимущественно в белое, и многие из них были представителями высшего света Нью-Йорка.
  Выпуск новых звукозаписей Эллингтона увеличился, также, за счет его славы в Коттон-Клубе. Он записал «East St. Louis Toddle-oo», «Black and Tan Fantasy» и «Creole Love Call», несущие в себе его отличительный стиль, который получил дальнейшее развитие в «The Mooche», «Ring Dem Bells», «Mood Indigo» и «Rockin’ in Rhythm». К заслугам Дюка добавилась и его первая съемка в фильме в 1929 году, что дало начало долгому сотрудничеству с киноиндустрией, включающее в себя музыку к классическому кинофильму Отто Премингера «Анатомия Убийства» (1959).
  Группа оставалась в Коттон-Клубе до начала 1930 годов. К тому времени репутация Эллингтона укоренилась, а его труппа стала давать единичные концерты по всей стране. В 1933 году он отправился в турне по Европе, первое из многих поездок за рубеж. В Европе Эллингтон завоевал признание критиков: один лондонский критик сравнил его музыку с музыкой почитаемого британского композитора Фредерика Делиуса.
  А в это время, в Соединенных Штатах, набирало ход движение свинг, и к середине 1930 годов известные свинговые бенды захватили сцену. Дюк влился в новый ажиотаж, сочиняя и исполняя баллады и танцевальную свинговую музыку. Именно в этот период он написал такие бессмертные мелодии, как «Sophisticated Lady», «I Let a Song Go Out of My Heart» и незабываемую «Caravan». В это время он также сочинил более длинные композиции,  в которые входили «Reminiscing in Tempo» «Diminuendo and Crescendo in Blue».
  Эллингтон продолжал увеличивать состав своего оркестра, и в промежуток времени между окончанием работы в Коттон-Клубе и 1940 годом, его оркестр пополнился такими музыкантами, как корнетист Рекс Стюарт, тромбонист Лоренс Браун, контрабасист Джимми Блантон и тенорный саксофонист Бен Вебстер. Среди вокалистов, работающих с оркестром, были Айви Андерсон, Кей Дэйвис, Херб Джеффриз и Ал Хибблер. В 1939 году к нему также присоединился Билли Стрэйхорн, который стал незаменимой частью оркестра, сочиняя и аранжируя композиции вместе с Эллингтоном. Именно Стрэйхорн написал песню Дюка «Take the ‘A’ Train».
  Смерть Билли Стрэйхорна в 1967 году была для Эллингтона тяжелым ударом. Стрэйхорн стал, по сути дела, продолжением Эллингтона, и Дюк долгое время скорбел по утрате. Помогло ему выйти из этого состояния заказ африканской страны Того в 1969 году, в результате чего родилась сюита «Togo Brava Suite». В этот же год он отпраздновал свой семидесятый день рожденья концертом и церемонией награждения в Белом Доме, во время которой президент Ричард Никсон вручил ему Президентскую Медаль Свободы. Концерт блистательного оркестра был записан на пленку, но эта запись хранилась под замком до 2002 года.
  Эллингтон продолжал работать практически до конца своей жизни, перестав только за два месяца до смерти, после долгой борьбы с раком легких. Перед смертью ему удалось закончить мемуары под подходящим названием «Моя Любовница Музыка». У его «любовницы», как он часто говорил, «нет равных». Когда он умер 24 мая 1974 года, после него осталась неоконченной опера «Queenie Pie».
  Самыми почетными наградами, которыми был удостоен Дюк Эллингтон во время жизни, были, в дополнение к Медали Свободы, Орден Почетного Легиона (Франция), Президентская Золотая Медаль (президентом Линдоном Джонсоном) и Медаль Спрингам (Национальная Американская Ассоциация .....). Почетные докторские степени в музыке были присвоены ему Йельским университетом, Браунским университетом, университетом Висконсина и других. Он был членом таких учреждений, как Королевская Шведская Академия Музыки и Американская Академия Науки и Искусств.
  Когда консультационный совет Пулитцеровской Премии отверг Эллингтона как соискателя специального приза, ( ему в тот момент было шестьдесят шесть лет), он прокомментировал это событие так: «Судьба не хочет, чтобы я стал знаменитостью в молодом возрасте». Это решение совета подверглось большой критике, и Эллингтону все-таки был присужден этот приз посмертно в 1999 году, в годовщину столетия со дня его рождения.

 

Более детальную информацию можно получить в книге M.Marvin "Extraordinary People in Jazz"- Scholastic Inc., USA.

Информация из данной книги используется только в учебных целях.

 

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

      1
2 34 5 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031