Букер Талиафер Вашингтон

Букер T. Вашингтон
Афроамериканский просветитель, мемуарист

1856-1915

Букер Т. Вашингтон родился в графстве Франклин (Вирджиния) в состоянии рабства в 1856 году. Он достиг вершин в американском обществе, что тогда казалось невозможным  для чернокожего. Когда закончилась Гражданская война (1865) он был еще ребенком, поэтому большую часть жизни прожил свободным человеком.
Афроамериканская молодежь, однако, в  то время должна была мириться с суровыми ограничениями , несмотря на то, что после войны рабство было упразднено. Подростком Вашингтон сменил много рабочих мест, где требовался тяжелый физический труд. Тогда невозможно было представить, что однажды он станет самым знаменитым афроамериканским  национальным писателем и оратором.
Вашингтон соединял работу с обучением, несмотря на все сложности жизни в сегрегированной Америке. В 1872 году он получил разрешение на поступление в Хемптонский университет (исторически черное высшее учебное заведение). Он закончил высшее образование в 1875 году и после недолгой работы учителем и обучения в баптистской семинарии в 1879 году вернулся в Хемптон в качестве преподавателя.

Семюел Чепмен Армстронг, основатель Хемптона, был так впечатлен упорством и рвением Вашингтона, что попросил его помочь открыть школу для афроамериканцев в городе Таскиги (Алабама). Институт в Таскиги, основанный в 1881 году, стал первой ступенью карьеры Вашингтона.
Для института в Таскиги он разработал учебные планы и программы по профессиональным дисциплинам. Он также проводил практические занятия для студентов, где обучал  способам трудоустройства, пытаясь подготовить их к условиям экономической ситуации, в которой они неизбежно должны были оказаться после освобождения из рабства.
Многим афроамериканцам нравились методы Вашингтона, потому что они обещали финансовую стабильность. Многим белым американцам нравились эти методы, потому что они были гарантией того, что афроамериканское население будет оставаться только «рабочей силой» и не будет развиваться культурно и политически. Белые политические лидеры были чрезвычайно впечатлены речью Вашингтона в Атланте в 1895 году, в которой был представлен подробный план последовательного достижения расового равенства. Но некоторые представители черной интеллигенции были очень разгневаны этой речью, в их число входил В. Е. Б. Дюбуа, который требовал немедленного признания расового равенства. В. Е. Б. Дюбуа стал самым главным оппонентом Вашингтона.
Вашингтон написал множество статей, биографий, исторических трудов, но произведение  «Воспрянь от рабства» (1901) занимает первое место в его творчестве. В этом труде, написанном в форме мемуаров и предназначенном для «белой» публики особо подчеркивается важность упорного труда и терпения на собственном пути Вашингтона к славе и успеху. В отличие от произведения-ответа Дюбуа «Души черного народа» (1903) Вашингтон не подвергал откровенной критике предвзятость белого населения и не требовал, чтобы у афроамериканских мужчин было право избирательного голоса. Труд Вашингтона «Воспрянь от рабства» даже не рекомендовал афроамериканцам изучать искусство. Тем не менее, он утонченно намекал на то, что расизм разрушает американское общество, и предлагал практические решения проблем, которые казались непреодолимыми.

Такие сдержанные требования Вашингтона для афроамериканского населения более чем устраивали «белых» политиков. Вашингтон был принят в высших политических кругах. После публикации речи «Воспрянь от рабства» в 1895 году президенты Вильям МакКинли и Теодор Рузвельт относились к нему по-дружески и оказывали поддержку. Но Вашингтон не отказывался полностью от агрессивных политических методов. Секретно, не вызывая подозрений, он организовывал более радикальные акции против расовых притеснений.
Его стратегия приспособления позволяла манипулировать расовой политикой изнутри и снаружи главного политического курса. Но большинство американцев видели только приспособление и сдержанный подход, детализированный в трудах, похожих на «Воспрянь от рабства». Стратегия Вашингтона сделала его самым выдающимся афроамериканским оратором и писателем своего времени и одновременно поставила под угрозу самую главную цель его жизни – достижение расового равенства.

Позднее афроамериканские активисты не согласились с тем, что экономическая самообеспеченность является единственной целью борьбы за гражданские права; они разделили точку зрения Дюбуа о немедленном признании расового равенства. После этого взгляды Вашингтона, который подготовил целое поколение афроамериканцев к суровой реальности сегрегированной нации, кажутся  старомодными.

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

      1
2 34 5 678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031