Теодор Драйзер

Теодор Драйзер

прозаик-натуралист, социальный критик
1871-1945

Теодор Драйзер родился в городке Терре-Хот (Индиана) в семье немецких иммигрантов. Его родители были бедны и не могли обеспечить будущее своих детей, а в семье их было десять. Начало его жизни было трудным: он был одинок, беден, «чужой», неприспособленный к жизни в самом «сердце» Америки. Предшествуя героям своих будущих произведений, он мечтал добиться успеха, стать влиятельным человеком. Для этого нужно было сначала покинуть свое захолустье ради возможностей и искушений большого города.
В возрасте 15 лет он приехал в Чикаго и не брезговал никакой работой, чтобы выжить. Тяжело привыкая к городской жизни, он, тем не менее, наслаждался своей независимостью. После непродолжительного пребывания в Индианском университете (школьный учитель заплатил за обучение) он вернулся в Чикаго, твердо решив самостоятельно добиваться своей цели. В 1892 году он нашел работу репортера в ежедневной газете. Эта работа пришлась ему по душе, он одним из первых узнавал о важнейших событиях. В течение следующих десяти лет он работал в нескольких газетах среднего запада, совершенствуясь в этом ремесле. Затем он приезжает в Нью-Йорк и становится редактором одного из журналов.
В Нью-Йорке Драйзеру не было равных в написании основных статей. Поняв, что процесс создания газетной статьи тот же, что и процесс создания художественного произведения, он начал писать короткие рассказы. В 1899 году он приступил к созданию своего первого романа «Сестра Керри», написав это название на листе бумаги и придумывая эту историю так, чтобы она соответствовала названию. Результатом стал один из лучших его романов, первый из выдающихся романов в американской литературе двадцатого столетия.

Роман «Сестра Керри» (1900) рассказывает об отношениях женатого мужчины Джорджа Герствуда и девушки со среднего запада Каролины (Керри) Мибер, у которой до того был роман с коммивояжером из Чикаго. Вместе они уезжают в Нью-Йорк, где Герствуд терпит несколько финансовых неудач и моральных травм в то время как Керри становится знаменитой бродвейской актрисой. Первые читатели романа были шокированы тем, что Керри не несет никакого наказания за свои отношения с женатым мужчиной. Издатели Драйзера прекратили выпуск романа, чтобы утих общественный гнев.
Тем не менее «Сестра Керри» заявила о Драйзере как о талантливом представителе натуралистической школы, который рассказывал о влиянии социальных явлений на жизнь своих героев, не осуждая их за их поступки.
Будучи редактором журнала в течение следующих десяти лет, Драйзер продолжал писать романы. Второй роман «Дженни Герхардт» (1911) это еще одно исследование супружеской неверности. «Трилогия желания»: «Финансист» (1912), «Титан» (1914), «Стоик» (1947) это всеохватывающая критика американских деловых кругов, более подробно рассматривающая их политические взгляды, первая попытка чего была сделана в романе «Сестра Керри».

Продолжая эти исследования в романе «Гений» (1915), Драйзер показывает, как безжалостно эксплуатируются таланты артистов, художников и писателей. Роман «Американская трагедия» (1925) увенчал собой все моральные и социальные исследования предыдущих произведений. Основанный на реальных событиях 1906 года, роман повествует о печально сложившейся жизни Клайда Гриффитса. Главный герой  произведения, юноша из бедной семьи, отчаянно стремящийся к благосостоянию и известности, убивает свою возлюбленную, которая становится препятствием на его пути. Апофеоз Драйзера как писателя натуралистической школы, «Американская трагедия» осуждает Америку за ее одержимое стремление к деньгам и престижному статусу, заставляющее человека решаться на тягчайшие преступления. Этот роман принес Драйзеру недостижимый ранее успех. Очень скоро роман был инсценирован и экранизирован. Все же он мало помог изменить негативное отношение публики к Драйзеру за правдивость изображения американской жизни. Роман даже был запрещен в Бостоне в 1926 году.
В последующие годы Драйзер подписал несколько контрактов на экранизацию некоторых произведений. Успех «Американской трагедии» и возросшую популярность он использовал для своей политической деятельности. Хорошо помня нищету своего детства, Драйзер всегда сочувствовал бедным. С годами его все больше привлекали социалистические, а позднее коммунистические идеи. Он посетил Советский Союз, чтобы изучить его коммунистическую систему. По возвращении в США он написал книгу «Драйзер смотрит на Россию» (1928). Эта книга, где с большой симпатией изображен враг нации, и все чаще повторяющиеся критические высказывания в адрес американских деловых кругов настроили правительство США против него. Позднее его радикальная политическая репутация затмила его писательскую известность. Тем  не менее, Драйзер открыто высказывал свои политические убеждения до конца своей жизни и даже вступил в Коммунистическую партию перед своей смертью в 1945 году.

Теодор Драйзер не был самым выдающимся романистом своего времени. Возможно, он даже не был самым лучшим рассказчиком. Но он был самым смелым среди писателей своей эпохи. В то время как другие писатели избегали тяжелых социальных тем (неверность, преступления, убийство, эксплуатация), Драйзер положил их в основу своей творческой карьеры. Он заставил писателей Америки точнее и правдивее изображать общество и окружающую действительность.
 

Комментарии

Напишите свой комментарий

Календарь событий

     12
3 4 5 6789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31